Колодки тормозные представляют собой важный "рабочий" элемент тормозов, используемых в грузоподъемном оборудовании. В составе механизма он применяется в сборе с накладкой. Под данным элементом часто подразумевают именно сборочную единицу, состоящую из этих двух частей, хотя накладка является съемной частью, "расходным материалом", периодически заменяемым по причине довольно быстрого износа.

Накладка, воспринимая через колодку усилие от рычага электромагнитного или электрогидравлического привода, входит в поверхностный контакт со шкивом, создавая за счет своих фрикционных свойств необходимый тормозной момент.
Важно отметить, что колодки, применяемые в механизмах ТКГ или ТКТ с одинаковым диаметром шкива, могут иметь различные диаметры отверстий под оси ("пальцы"), на, которые они устанавливаются. Это объясняется возможными различиями присоединительных размеров в конструкциях однотипных устройств, изготавливаемых различными производителями. Этот фактор необходимо учитывать при заказе тормозных колодок, обязательно указывая, наряду с диаметром шкива, показатель присоединительного "пальца".
Колодки при правильной регулировке основной конструкции и своевременной замене накладок не подвергаются в процессе работы механическому истиранию. При ремонте и модернизации грузоподъемного оборудования довольно часто требуется замена данных элементов.