
Когда в 2007 году, на 40 автосалоне в Токио, японцы представили миру Mitsubishi Concept-cX, народ засомневался: а пойдет ли он в серию? Вопреки приличной внешности, модель демонстрировала абсолютно нежизнеспособный интерьер «где все компьютерное», обещала производиться из переработанных материалов и, теоретически, оснащалась дизелем в 136 л.с. и роботом Twin Clutsh SST. Спустя три года, 17 февраля 2010, серийный ASX (RVR в Японии, Outlander Sport в США) показали на Токийском автосалоне, и уже через пару месяцев тысячи автовозов потащили его к дилерам. Объем внимания покупателей иначе как ажиотажем назвать нельзя — берут все версии, комплектации и цвета.

Кстати, о колеровке кузова: специально для ASX был изобретен ярко-голубой цвет под названием Kawasemi Blue. «Кавасеми», в переводе с японского, означает «зимородок», который, помимо небесного цвета оперения, отличается тем, что живет лишь у водоемов с исключительно чистой водой. Доплата за этот цвет не отличается от доплаты за любой другой (кроме белого), и составляет 8 тыс руб.

Вообще, история ASX началась не три, и даже не пять назад, а в начале 2000-х. Тогда японцы из MMC и немцы с американцами из DaimlerChrysler приступили к реализации концепции «Global Project», подразумевавшей создание очень гибкой модульной платформы для строительства среднеразмерных автомобилей. И, несмотря на то, что в 2005 году стратегический альянс распался (одни говорят, что он выполнил свою задачу, другие утверждают, что стороны не сумели решить, каков объем работ придется выполнить им по отдельности), в 2007 году началось производство «глобалистов».

Загибайте пальцы: у Mitsubishi это Outlander XL, Lancer X, Lancer Evolution X, Delica, ASX (он же RVR и Outlander Sport), у малайзийского Proton это Inspira, у американцев — нынешний Chrysler Sebring, Jeep Compass и Patriot, Dodge Caliber, Avenger и Journey. И прибавьте к тому еще близнецов Outlander XL — Peugeot 4007 и Citroen C-Crosser! Так что, это ASX как модели всего год, а используемым идеям и решениям, как минимум, лет семь.


Неслучайно поэтому внутреннее убранство ASX уже нашло свое место на прочих моделях. Приборная панель, украсившись мягкой накладкой «под кожу» без проблем перекочевала с Lancer X, кресла позаимствовали у Outlander XL, он же стал донором здоровенного мультимедийного дисплея по центру торпеды и более чем приличной стереосистемы Rockford Fosgate с 8 динамиками и сабвуфером. Рычаг КПП и тонковатый руль без каких-либо наплывов характерны для всех младших моделей марки, барашки климат-контроля, кажется, ставятся на все Mitsubishi в мире. Унификация, одним словом.

Да и стоит ли рассуждать о том, что именно ASX позаимствовал у старшего брата, если у них одна и та же платформа? И там и там впереди стоят стойки МакФерсона со стабилизатором поперечной устойчвости, и там и там — сзади многорычажка с продольным рычагом. Аналогичны и тормозные системы, и колесная база — 2670 мм. Правда, ASX-у, который короче чем Outlander XL на 370 мм, на 15 мм сузили обе колеи — до 1525 мм, да и с объемом багажника, по понятной причине, ровни нет — 415 л. Хотя «обрезка» уменьшила и полную массу машины до 1455 кг против 1598 у того же Икс-Эля.

Характеры этих автомобилей отличаются, как у двух разновозрастных братьев: если старший недавно вернулся из армии, и способен показать сто двадцать «подъемов переворотом», то младший с 2.0-литровым MIVEC (150 л.с., 197 Н/м) преисполнен подростковой безбашенности, юношеского максимализма, задора и беззаботности. С ним что ни разгон — то газ в пол, что ни торможение — то поклон приборной панели. Ехать размеренно и степенно не получается, малыш словно подзадоривает, говоря давай-давай-давай! Дави гашетку, дергай спусковой крючок, отпускай натянутую резинку рогатки!

Вариатор CVT с 6 предустановленными передачами работает оперативно, заставляя двигатель выкручиваться до шести тысяч оборотов в минуту за какие-то секунды. Автоматического режима более чем хватает, хотя прорезь с символами «+» и «-» и подрулевые лепестки выступают змеями-искусителями, заставляя переходить на «ручку» раз от раза. И здесь-то открывается вся прелесть вариаторной трансмиссии — она, подстраиваясь под конкретного водителя, всегда работает в режиме максимальной эффективности, а значит, что как бы ты ни давил на серебристые планки и как бы ни дергал рычаг, выиграть и долю секунды у электроники, просчитывающей миллионы комбинаций в секунду, не получится. Но само ощущение полного контроля!

Будем честны с уважаемым читателем. Мягкая и энергоемкая подвеска — вещь двоякая. Да, автомобиль без особых проблем глотает дорожные неровности, канализационные люки и трамвайные пути, но вот пытаться заходить на нем в поворот с половиной скорости, на которую способен Lancer Evo X, не стоит. Хотя, может и не стоит изображать из себя Шумахера, а ASX превращать в болид Ferrari?

А вот руль порадовал. Порадовал отточенным усилием, передаточным числом и тем, насколько охотно машина следует в ответ на команды. Правда, сопротивление в околонулевой зоне может не понравиться ленивому или расслабленному водителю: реакция не тухнет даже на парковке, но ведь именно таким должно быть управление кроссовера, с претензией на безбашенность, задор и юношеский максимализм. Чего стоит одна только опционная решетка!

Mitsubishi ASX вышел поздно: основоположник класса кроссоверов, Toyota RAV4, ждет уже четвертой реинкарнации. Но перед тем как дать проекту зеленый свет, была проведена титаническая работа: исследовали рыночные риски и потребности клиентов, истории успехов и причины провалов, пока не выработали характер конкретной модели. Получился, как было сказано выше, озорной, веселый и безбашеный подросток, готовый на все ради драйва, позитива и положительных эмоций. Когда все будут брать чашку с кофе, отодвигая в сторону мизинчик, ASX возьмет пол-литровую чашку, когда все примутся жевать вилкой и ножом, ASX протянет руку за гамбургером и колой. Высокомерию и ханжеству здесь не место. Топите клавишу «Engine start» и доставайте петарды!
P.S. Редакция Автомобильного журнала «Картель» благодарит автоцентр «Оками Восток» за отличный автомобиль Mitsubishi ASX.