
Автомобильный журнал «Картель» продолжает рубрику «За бугром», где наши соотечественники рассказывают о жизни за границей. После оглушительного успеха историй из США, Франции и Индии мы попросили рассказать про машины и дороги сотрудника компании «FlameGroup», Алексея Рязанцева, который живет и работает Шенчьжене (Китай).
В Китае дорого иметь машину. Почему? Что именно дорого - горючее? Транспортный налог? Парковка?
При покупке иностранного автомобиля нужно уплатить налог. Если не ошибаюсь, он такой же, как в России, чуть ли не 50%. Но самое дорогое, конечно же, топливо и цены на парковку. Цена горючего сейчас выросла и составляет примерно 7 юаней (~63.7 рубля).
Учитывая расстояния, которые автомобиль ежедневно проделывает в гигантских мегаполисах, бензина уходит немало. Плюс, стоимость парковки. Она на юге Китая платная почти везде — у ресторанов, у бизнес-центров, в оживлённых местах.
Стоимость парковки от 5 юаней, при этом, нужно доплачивать каждый раз, когда парковку покидаешь. Скоростные трассы и виадуки тоже платные. Несмотря на эту меру, даже на них в час пик попадаешь в сильную пробку.
Условно, китайский автопром можно разделить на 3 сегмента: непосредственно китайские авто - SAIC, BAIC, FAW - общемировые марки вроде Buick или Audi - и различные совместные проекты: Zotye, Wuling или Haima. Как китайцы относятся к каждой из них - насколько престижно ездить на том или ином авто?

Несмотря на любовь китайцев к продукции собственного производства, машины ценятся иностранные (больше всего — немецкие). Не видел ни одного владельца бизнеса или топ-менеджера, который ездил бы на китайском автомобиле.
Почему жители КНР так любят удлиненные версии автомобилей? Даже прибавка в 10-15 см вызывает восхищение!

Сложно ответить на этот вопрос. Наверняка это касается культурного контекста. Посмотрите на знаковые китайские лодки - Dragon Boat. У них как раз вытянутая форма. Для китайцев увидеть знакомую форму, символизм — всегда хорошо.
Как ведут себя китайские дорожные полицейские? Присутствует ли взяточничество?

В Шенчьжене (и многих других мегаполисах) функцию полицейских уже давно взяли на себя дорожные камеры. На штрафы за превышение скорости водители жалуются постоянно. Не помню, чтобы я видел полицейский автомобиль, который преследовал бы или останавливал участника дорожного движения.
Видел регулировщиков, наблюдал как полицейские отбирают скутеры и мопеды (движение на них по трассам запрещено). Взятки представителям власти исключены.
Не путаются ли жители КНР во всем многообразии марок? По самым скромным подсчетам, в Китае свыше 100 автомобильных производителей.

В Китае много не только марок автомобилей, но и вообще товаров. Поэтому там развит «региональный патриотизм». Разные провинции любят разную кухню, имеют своеобразные обряды. А автомобили средний класс покупает с оглядкой на окружение и семью.
Как в стране относятся к плагиату и постоянным попыткам «впечатлиться внешним видом» и создать «нечто свое», похожее на 99%?

В Китае плагиат не считается плагиатом и, уж точно, не считается чем-то плохим. Имитация товара известной марки, скорее, вызовет положительную реакцию. Подделки и имитация есть везде, начиная от детских товаров, заканчивая мебелью и автомобилями. Когда человек живёт в среде подделок, ежедневно их используя, он естественным образом не воспринимает это как что-то отрицательное.
Автомобильный журнал «Картель» выражает благодарность Алексею за помощь в подготовке интервью рубрики «За бугром».