За бугром. Вадим Парников из Австралии.

Рубрика «За бугром» продолжает шествие по планете. На минувшей неделе в гостях была Дора Новикова из Аргентины, сегодня — Вадим Парников из Австралии. Наш земляк, уроженец Иркутска, несколько лет назад уехал на Зеленый Континент и рассказывает, как там — на другом конце планеты!

Расскажите о себе, пожалуйста. Откуда вы, как давно уехали на Зеленый континент, что удивило (именно в транспортной сфере)?

За бугром Аргентина
Вадим Парников

Я из Иркутска. Приехал в Австралию в 2012 году по приглашению в качестве Power Transmission Technician (механик по обслуживанию трансмиссий) в компании Driveline Services Australia. Мы  занимаемся ремонтом и обслуживанием горнодобывающей техники, больших машин и пикапов в сфере underbody (карданные валы, дифференциалы, коробки передач, сцепление, подвеска).

Также нами ведется модификация автомобилей — лифт, усиление подвески, изменение передаточных чисел трансмиссии и дифференциалов, подготовка к серьезному бездорожью и соревнованиям.

Вадим, судя по обзорам на TopGear, вся Австралия передвигается на мощных легковых пикапах от Holden. Это правда, или очередной штамп?

Среднестатистический австралийский Holden Commodore Ute

Холден Холден и еще раз Холден. Это очередная утка об Австралии, как и про водку, балалайку и медведя в России. Начнем с того что пикапы здесь зовутся Ute — от слова utility — но не в смысле «утилитарный», а в смысле «полезный, выгодный». И это легко объяснить.

Большинство австралов живет в своих домах. А что такое свой дом? Верно — вечный ремонт, стрижка газонов, подрезка кустов, деревьев. Куда девать мусор, как увозить? Вот тут-то Ют и пригодится. Причем таким пикапом может быть практически любой автомобиль — от Subaru (Brumby) до Land Cruiser 200. Самые популярные, конечно, средние внедорожники — Land Cruiser (от 200 до 100, 80, 78, 79 и даже 60 серии) HiLux, Ford Ranger, Volkswagen Amarok и многое другое. Не избежала эта участь и компанию Холден*.

А еще все знают, что по Зеленому континенту снуют автопоезда длиной до 50 метров с тремя-четырьмя прицепами. А как они движутся в городах? Или все решает логистика?

По австралийским меркам этот road train еще совсем маленький

Да, Road train — гордость Австралии. Помнится, где-то в США на одном из траков видел надпись «без грузовиков Америка умрет». То же самое можно сказать и об Австралии. Основной поток грузоперевозок приходится на траки. Конечно, в городе поезд длиной 35-50 метров не увидишь — они формируются на транспортных хабах за городом и передвигаются только между городами.

Максимальная длина поезда для нормальных дорог — не более 53.5 метра. Но есть еще и частные, и, так называемые rural или outback road, где можно встретить поезд длиннее 50 метров. Грузоподъемность порой превышает 200 тонн! Обычно на таких дорогах стоят указатели: тут можно встретить роад трэйн.

 

 

Представьте ситуацию, когда нужно обогнать такой поезд при движении по дороге без покрытия (проще говоря, грунтовке), а гонят они порой огого как! В городах двойных сочлененных прицепов (и более) — не встретить, но движутся они всегда со скоростью потока — порой до 80 -100 км/ч. Мастерству и культуре вождения водителей траков надо отдать должное.

Какие автомобили преимущественно встречаются в Австралии — азиаты из Японии и КНР — или, все-таки, американцы?

Неизвестные австралийские мужчины у праворульного Porsche

Гамма производителей в Австралии очень широка. Представлены все производители, от местного Холдена до экзотических индийских Махиндра. Достаточно популярны японцы ( из-за надежности) и корейцы (цена и большая гарантия). Трудно выделить самую популярную марку: кто-то без ума от Холден, кто-то души не чает в Тойоте, а кому-то вообще все равно — лишь бы дешевле.

Европейские автомобили особым спросом не пользуются, но все же такие марки как Mercedes-Benz (обычные и коммерческие) и другие европейцы встречаются. Сами австралийцы любят огромные американские пикапы форд F150,F250, Chevy Silverado, но ездить с левым рулем в Австралии нельзя, поэтому быстро нашлись фирмы, которые переделают американца на правый руль и обеспечат запчастями.

Что представляют собой служители закона (инспекторы road police)? Насколько они жестко относятся к нарушителям?

Еще один Holden Commodore — на сей раз, полицейский

Служители закона. Увидеть полицию на дороге в Австралии очень трудно. В общем потоке они, конечно, есть — но стоящими у обочины вы их не увидите. Скорость контролируется камерами, а в местах, где камер нет, иногда можно увидеть полицейского на мотоцикле с радаром. Или может стоять автомобиль с указанием, что это мобильный пост контроля скорости! За городом скорость контролируют во время движения специальные автомобили Road Patrol. Если на участке камера то обязательно стоит знак «контроль скорости». Очень часто перед перекрестками или опасными участками стоит камера, которая сообщает вам о вашей скорости и предупреждает что вы едете очень быстро.

Штрафы за нарушения скорости очень большие. Причем никакого, так называемого гэпа, нет. То есть превысил скорость на 1км/ч — получи штраф. Поэтому при обучении водителей всегда рекомендуют двигаться медленнее, чем разрешенная скорость. Умолять офицера бесполезно и даже чревато. И это относится к любому поводу. Конечно, просто так вас никто и никогда не остановит — только если вы что-то нарушили, машина без регистрации или лицензия имеет просрочку (либо превышен лимит штрафных баллов — demerit points). Данную информацию офицер получит на ходу и тихонько пристроится сзади, чтобы включить маячки в безопасном месте и остановить.

Что еще почитать в рубрике «За бугром»:

Выходить из машины не нужно, но и руки на руле держать как в Америке не надо. Все офицеры всегда очень вежливы, четко объяснят причину остановки, проверят вашу лицензию, автомобиль и выпишут тикет (талон ) со штрафом. Можете опротестовать в суде, но, как правило, это бесполезно. Был как то такой случай, офицер остановил мужчину, но что-то пошло не так и все оказалось нормально, нарушения не было. Но тикет он все равно получил за то что занял время офицера! Еще один повод для остановки это RBT — Random Breath Test — тест проверки на алкоголь. Тормозят всех и проверяют алкоголь в выдыхаемом воздухе. Если тест положителен, везут или в спецавтобус, или в участок для повторной проверки.

Штрафы огромны, потери баллов огромны и порой это просто смертельно. Без машины в Австралии никуда. Нормы содержания алкоголя небольшие, но можно выпить бутылочку пива (одну в час) или еще чего — на каждой бутылке указано, сколько это стандартных дринков. Но только если у вас open license, то есть, полные права. Для P1 или P2 (начинающий водитель) или L (ученик) — полный ноль. Постоянно везде написано и говорится drink responsibly — пейте ответственно!

Огромные штрафы ($380 в штате Квинсленд) за пользование мобильным за рулем.

  • Держать телефон около уха в руках (это означает что вы разговариваете) — нельзя.
  • Читать проверять или писать смс — нельзя.
  • Включать и выключать телефон — нельзя.
  • Производить любые действия с телефоном — нельзя.

Разговаривать по телефону можно только используя функцию хэндс фри и только если у вас полная лицензия.

 

 

Как организован дорожный процесс? Лично мне кажется, что в Австралии все очень спокойно, сонно и чопорно.

Транспортные развязки в Сиднее. Кстати, столица Австралии — город Канберра

Дорожный процесс в Австралии великолепен. Отличные дороги, прекрасное покрытие, очень грамотные развязки и перекрестки. В штате Квинсленд, где я живу, практически невозможно найти Т-образный или Х-образный перекресток. Все переведено на round about — круговое движение. Очень много платных дорог, туннелей, многоуровневых дорог. Порой кажется, что все налоги правительство вкладывают в дороги. Безопасности движения уделено очень много внимания. За городом — повсюду знаки, указывающие что нужно отдохнуть и не ехать уставшим.

Сон за рулем — главная проблема Австралии. Постоянно на интерстейтах через каждые 25-40 км есть участки для отдыха. Часто с туалетом и душем где можно остановиться на ночь. На каждой заправочной станции — кафе и магазинчик с прохладным кондиционированным воздухом. Несмотря на такую заботу о водителях, смерть на дороге в Австралии не редкость.

Насколько дорого владеть автомобилем? Скажем, в Китае это едва ль не затратнее квартиры.

Это все модели Toyota, продаваемые в Австралии. А у нас?

Владеть авто в Австралии не дорого — в сравнении с доходами, конечно. Поэтому многие семьи имеют как минимум две, а то и более машины. Папина, мамина и пикап для отдыха на природе, рыбалки и т.д. Пример содержания одной машины — возьмем Toyota Camry 2011 года с мотором 2.5 литра. Полугодовая Rego (регистрация) в которую входит сама регистрация, налог и страховка (подобная нашей ОСАГО), обходится примерно $380 (6 месяцев). Если нужна дополнительная страховка (типа нашей КАСКО) — дополнительно от $40 до…. Если дороже, будет включена помощь на дороге, замена колеса (шиномонтажек-то нет) доставка бензина, запуск мотора при севшем аккумуляторе, вскрытие дверей и доставка в сервис (только полной погрузкой на трейлер — буксировать нельзя).

 

 

Очень часто имеют машину от компании и тогда своя, в принципе, не нужна. Или, используя машину по работе, можно списать неплохо налогов за это. Так как в Австралии без машины трудно (только в большом городе в центре можно жить без машины) то и содержать ее не трудно и не накладно.

Автомобильный журнал «Картель» выражает пламенную благодарность Вадиму Парникову и сообществу «Жизнь пикабушников за границей» портала Пикабу. Стилистика и терминология материала — Вадима Парникова.

*

Немного истории. Сама компания Holden никогда собственных автомобилей не изобретала. Являясь дочерней компанией GM (на сегодняшний момент) адаптировала автомобили фирм Buick, Chevrolet, Pontiac, Vauxhall для суровых австралийских условий.

Об истории Холден можно писать целую статью. Самый популярный автомобиль это Commodore, слепленый из Опеля Opel Rekord с мордой от Senator, чтобы вмещать большие V6 и V8. Поэтому пикапы Холден не отличаются огромными размерами и схожи с Тойотой Камри и другими седанами бизнес класса.

А вот гамма моторов различна. В основном это V-образные «шестерки» и «восьмерки», но особо следует выделить Maloo с двигателем LS 1 от Chevrolet Corvette. Именно на нем и передвигались Top Gear.

В связи с огромной популярностью гонок v8 Supercars Холден создал дочернее предприятие HSV Holden Special Vehicle по изготовлению заряженных спортивных авто. Они очень популярны, но стоят огромных денег. Одним словом, пикапов Холден очень много, как и других автомобилей марки. Австралийцы ею очень гордятся. Очень много клубов любителей старых моделей где владельцы бережно восстанавливают и привозят авто на выставки.

К сожалению, в 2017 году компания Holden, входящая в состав концерна General Motors, закрыла свой последний завод, переключаясь на продажи и гарантийную поддержку автомобилей General Motors, произведенных за пределами Австралии. Последний собранный в Австралии Holden сошёл с конвейера фабрики в городе Элизабет близ Аделаиды 20 октября 2017 года. Последним, собранным на континенте автомобилем, стал красный седан Commodore V8, все остальные модели производятся за пределами Австралии.