Качай-не качай! Ремонт амортизаторов.

Амортизатор – важнейший элемент подвески, чья главная задача – нивелировать колебания кузова на дороге. Когда «стойки» исправны, автомобиль хорошо управляется, не теряет курса и клюет носом при резком торможении. Если стойки потекли, машиной лучше не пользоваться: она становится попросту опасной, и способна повести себя совсем не так, как планировал водитель. Задумались про ремонт амортизаторов или будете менять? Удовольствие это не из дешевых: полный комплект для Lada Granta стоит от 10 до 20 тыс. руб., а для иномарки – в разы больше! 

В среднем, производитель дает гарантию на изделие в 100-200 тыс.км, но российские дороги гробят амортизатор в два раза быстрее. Даже на гарантийных машинах текут сальники и клапана, гнутся штоки, рвутся мембраны, масло попадает в межтрубное пространство. Симптомов поломки множество: стук при работе, чрезмерное количество колебаний при нажатии на кузов, ухудшившаяся управляемость, клевки при разгоне и торможении. Если речь лишь о стойках, проблема не столь серьезна — но начинают страдать элементы подвески, рулевое управление, опоры КПП, двигателя, кардан и редуктор на заднеприводных автомобилях. Объяснение одно:

Неисправный амортизатор передает причитающуюся нагрузку на кузов! 

Когда встает вопрос замены или ремонта изношенных деталей, мы обращаемся к интернету, где громкая реклама обещает невероятную управляемость и улучшение повадок транспортного средства. Отчасти это правда: мировые производители — Kayaba, Febi Bilstein, Monroe, Koni, Sachs, Boge — вкладывают в исследования миллиарды, внедряя «фишки» и технологии. Правда, расчет делается на нормальные дороги без ям по ГОСТу и накиданных лопатами лежачих полицейских. Да и выбор невелик: пара-тройка гражданских моделей, несколько спортивных да одна-две модификаций койловеров — амортизаторов с принудительным изменением жесткости.

ремонт амортизаторов
Устройство амортизатора

Амортизаторы состоят из металлического корпуса, масло- или газонаполненного цилиндра, штока, неподвижно закрепленного на нем поршня с клапанами сжатия и отбоя, различных уплотнителей. Нижняя часть конструкции крепится к элементам подвески (чаще всего, рычагу), верхняя — опоре амортизатора. За счет высокой вязкости масла в цилиндре, шток очень медленно ходит вверх и вниз, поглощая стремительные колебания пружины. Если посмотреть сверху, то посередине корпуса установлен круглый же цилиндр, внутри которого шток ходит от и к наблюдателю.

Если пару лет назад ничего особо критичного в покупке новых стоек не было — их цена колебалась от 30 до 100 долл. США, с девальвацией рубля все стало не так просто. Сейчас простенькие стойки на иномарку стоят в пределах 4-6 тыс. руб. за штуку, те, что покруче — 8-10 тыс. руб. Прибавьте к тому операцию по снятию-установке и обязательный в таких случаях развал-схождение и поймете: новые амортизаторы это очень недешево! И тогда на помощь приходят они: мастерские, осуществляющие прокачку и ремонт амортизаторов, которых в одном лишь Екатеринбурге — больше десятка.

Стойки редактора «Картеля» делались у Вуги

Автор этих строк некоторое время назад столкнулся с необходимостью замены передних амортизаторов — штатные вышли из строя где-то на просторах Екатеринбурга. Покупка новых грозила вылиться в 15 тыс. руб. «под ключ» и было принято решение обратиться к специалистам по ремонту. Выбор пал на известного в городе мастера (ранее мы не указывали имя, но сейчас скажем- это VUGA), который сразу спросил: насколько жестко нужно делать, необходимо ли автомобилю занижение и каковы вообще нарекания на работу подвески? – Отвечал я прямо: амортизаторы «стучат», автомобиль практически неуправляем на большой скорости, а оптимальная для меня жесткость — как у Chevrolet Cruze!

Ремонт амортизаторов: просто о сложном.

прокачка стоек
Прокачка стоек

Для изменения жесткости необходимо внести изменение в конструкцию клапана сжатия и отбоя. Если уменьшить размер перепускных отверстий, маслу и, соответственно, штоку, будет труднее ходить вниз и вверх. Если увеличить, шток станет легче двигаться и подвеска автомобиля станет мягче. Укорачивая шток, мы делаем машину ниже, удлиняя — выше, но этого можно добиться не только резкой металла, но и перемещением неподвижного поршня с клапанами сжатия и отбоя вверх-вниз по штоку. Да и качество масла, его выработка и плотность играют не меньшую роль: чем оно жиже, тем легче перетекает сквозь перепускные клапаны и тем свободнее движется шток, чем гуще (особенно старое) — тем туже работает амортизатор.  Соответственно, качественный ремонт амортизаторов это поиск баланса между жесткостью и комфортом.

При кажущейся простоте, в современном амортизаторе более 10 деталей, влияющих на его работу.

Для мастера, профессионально занимающегося амортизаторами, нет ничего сложного не только в восстановлении или изменении характеристик, но и существенном совершенствовании детали. Однотрубная конструкция превращается в двухтрубную, а газовое наполнение меняется масляным. Более того: производитель максимально унифицирует внутренности амортизаторов, поэтому нередки ситуации, когда в «гражданских» стаканах стоят элементы от спортивных модификаций. Даже если заказать неисправные стойки из другого города, отвезти к мастерам, снятие, разборка, сборка, прокачка и установка выйдут выгоднее покупки новых.

Как говорилось выше, автор этих строк заказывал прокачку передних стоек у одного известнейшего в городе человека. Работа под ключ встала в 7.5 тыс. руб. против 15 тыс. руб., если бы они покупались новыми. Но вот управляемость машины стала кардинально другой. Кстати, не так давно мы писали о том, как прокачать тормоза с АБС. Читайте здесь.