Skoda Octavia. Чешские традиции

Skoda Octavia – один из долгожителей мирового автопрома. Встав на конвейер в далеком 1996 году, модель поразила всех и вся высоким качеством исполнения, прогрессивной внешностью и довольно-таки приличными повадками на дороге. В 2004 году мир увидел Octavia второго поколения, пару месяцев назад пережившую рейсталинг. Нам на тест достался уже видоизмененный автомобиль, оснащенный 1.4 TSI — «Двигателем года-2008».

Вопреки всем своим положительным качествам, Octavia первого поколения (сейчас – Octavia Tour), обладает довольно-таки посредственной внешностью. Точнее, виновата некая диспропорция между мощным задком и узкими фарами головного света, за счет чего лифтбек выглядит как подслеповатая овчарка. При выводе на рынок второго поколения, дизайнеры постарались исправить этот недостаток, подарив чешке несколько надменные и даже злые глазищи. Она стала лучше, солиднее и, не побоюсь этого слова, дороже. Но и этот экзерсис не избавил модель от диспропорциональности, и тогда художники пошли на крайний шаг – одарили Octavia огромными миндалевидными очами, попутно заменив бамперы и чуточку подправив радиаторную решетку.

Skoda Otavia

Стала ли она красивей? – Сказать сложно, ведь о вкусах не спорят. Но то, что сейчас Octavia прямо-таки брызжет свежестью, чистотой и оригинальностью – это факт. Надменные глаза с крупными линзами смотрят с такой серьезностью, что ты начинаешь понимать: время «Фольксвагена для бедных» прошло, сейчас Skoda это вполне себе самобытная и самодостаточная марка, которая не особо-то и хвастает родством с немецкой семейкой VW. Да и то, что чешские модели делят платформу с немцами, не более чем современный тренд, направленный на снижение инженерных издержек и максимальную унификацию всех деталей, но никак не отражающийся на иерархическом позиционировании.

Открываю дверь, и уже готовлюсь завалиться на мягкое сиденье, знакомое по Octavia Tour. Слышу негромкий голос менеджера салона: осторожнее, здесь совсем другие кресла. – Предусмотрительно прислушавшись к совету, аккуратно усаживаюсь, в голове проскальзывает крамольная мысль: батюшки-светы, а где же аморфные «сидушки» от Tour? – Вместо них настоящие кресла с развитой боковой поддержкой, неплохим поясничным подпором и умеренной поддержкой бедер. Да и сидится здесь совсем иначе: ноги, как в спортивных автомобилях, почти выпрямлены, руки согнуты на «политически грамотные» 45 градусов, правая отлично лежит на рычаге пятиступенчатой «механики».

Выжим длиннющего сцепления, автомобиль начинает движение. Я озадачен тем, что «прихватывание» происходит не посередине хода педали (как у большинства машин), а ближе к концу. Сомнения развевает молчаливый менеджер, придирчиво наблюдающий за моими движениями: сейчас Skoda меняет позиционирование с «просто демократичных машин» на «демократичные машины с драйверским характером». Известно, что чем короче ход сцепления, тем быстрее удаются переключения, а значит, экономятся драгоценные доли секунд на спринте. – Так вот, нынешний механизм кардинально отличается от того, что стоял раньше: «схватывание» происходит в конце, что позволяет выжимать педаль не полностью, и экономить время.

Пары-тройки минут достаточно, чтобы привыкнуть к автомобилю, стрелка тахометра все чаще подбирается к алой зоне. Она, кстати, является единственным намеком на турбированную сущность двигателя: красное поле здесь тянется от 6 до 8 тысяч об/мин. И, вот ведь, что интересно – ни мне, ни коллеге, отложившему фотокамеру и севшему за руль, так и не удалось найти точку перехода турбины в активную фазу. Разгон настолько ровный, что, не знай я о нагнетателе топлива, предположил бы, что под капотом что-то вроде двухлитрового «атмосферника».

Согласно данным производителя, максимальная мощность мотора 1.4 TSI составляет 122 л.с. при 5000 об/мин, крутящий момент — 200 Н/м в диапазоне 1500-4000 об/мин. А значит, что секрет ровного и уверенного разгона кроется не только и не столько в длинной полке крутящего момента, сколько в его реализации. Другой вопрос, это расход топлива, необходимый для этой самой реализации. Ведь, согласно тем же официальным данным, расход Skoda Octavia 1.4 TSI в городском режиме не превышает 9 литров, тогда как мы «сумели» показать аж 11 л/100 км. – Ну, тут уж, как говорится, хозяин-барин: хочешь выкручивать мотор и гонять его в красную зону? — Пожалуйста, только будь добр не расстраиваться из-за разности между теоретическими и практическими показателями.

Примечательно, что, несмотря на попытки выкрутки мотора, и увода стрелки тахометра в красную зону, нам так и не удалось заставить его захлебнуться. Он одинаково легко ускоряется и с пятой передачи, и без особых проблем «переживает» переход с пятой на третью. Но, тут впору говорить «спасибо» старой пятиступенчатой КПП, чьи первые три скорости настолько длинны, насколько это можно реализовать в условиях механических трансмиссий. И мы не беремся сказать, что на Octavia 1.4 TSI было бы уместней – МКПП-5 или гипотетическая МКПП-6 (помимо «механики» автомобиль с этим мотором комплектуется только 7-ступенчатой DSG), которая, хоть и положительно повлияла бы на динамику, заставила бы в полтора раза чаще обращаться к селектору трансмиссии.

Что еще почитать в рубрике «Тест-драйв» кроме Skoda Octavia:

Основательно изменилась подвеска, она стала более собранной и жесткой. Попытки заставить лифтбек «мести хвостом» на скорости свыше 80 км/ч не привели ровным счетом ни к чему: в ответ на пошатывания рулем автомобиль, хоть и стремится исполнить пожелания водителя, какой-либо нервозности не показывает. Я бы сказал, что поведение на «загородных скоростях» стало аналогичным внешности обновленной Octavia: лучше, солиднее и дороже.

Единственным минусом стала шумоизоляция автомобиля, по салону время от времени гуляют «шумы объема». Впрочем, это проблема лишь минимальных комплектаций. В той же Elegance, «шумка» на порядок лучше, и здесь двойственный подход инженеров Skoda объясняется просто: наша модель собирается в России и подпадает под льготные программы Правительства РФ. А значит, что на такой вторичной – или третичной – вещи, как шумоизоляция, пришлось немного сэкономить. Хотя по нам так даже лучше, ведь, пусть иностранцы экономят на звуковой защите, чем на качестве и надежности!

Не хочется быть пророком, но после нынешнего тест-драйва мы можем с твердой уверенностью сказать: мотор 1.4 TSI вскоре «убьет» старый двигатель 1.6 о 102 «лошадях». Убьет сразу по всем параметрам: по мощности, крутящему моменту, приемистости и, конечно же, качеству. Ведь несущественное удорожание в 200-300 евро с лихвой компенсируется сэкономленным топливом, а неподдельное удовольствие от управления машиной с подобной установкой вообще никак не измерить. 

Редакция Автомобильного журнала «Картель» (ex-www.roadandcars.ru) благодарит автоцентр КАРРО за отличный автомобиль Skoda Octavia 1.4 TSI.