BMW X1. Без медикаментов.

У меня в телефоне есть Jimm, но он, почему-то не поддерживает набор цифр. То есть, буквы можно набрать, а цифры – увы, никак. Договариваясь с менеджером салона АвтоХаус о тест-драйве новейшего BMW X1 xDrive23d с 2.0-литровым битурбо-дизелем (204 л.с.) и 6-ступенчатой АКПП Steptronic, я сумел набрать марку в русской транскрипции, даже написал «икс», но стала проблема: как набрать цифирь 1? Пришлось поступить с изяществом слона и написать «Иксодин». Через несколько секунд в окне сообщений появилась шутливая фраза: «Иксодин» это какое-то лекарство? — Самое интересное, что действительно, «Иксодин» это сильнейший медикамент. Но вот для кого?

Несколько месяцев назад на одном из автомобильных форумов Екатеринбурга разгорелась нешуточная борьба между двумя группами людей. Одни кричали о том, что BMW утратили свое лицо, когда стали комплектовать двигатели турбинами; другие возражали, говоря, что появление V-образных моторов и дизелей, внедорожников и паркетников – это логичный шаг вперед. Ваш покорный слуга примкнул, что называется, ко второй группировке, едко заметив, что автомобили с сине-белым логотипом будут развиваться вне зависимости от желания консерваторов. Любезно предоставленный салоном АвтоХаус, автомобиль BMW X1 – наглядное тому подтверждение.

Возьмем, к примеру, внешность кроссовера. Она оригинальна, необычна и свежа, при этом «Иксодин» не выглядит ни уменьшенной копией X3, ни отпрыском универсала BMW 3-series, хотя малыш использует его платформу. Все характерные черты «винтокрылого семейства» налицо: раскосые фары напоминают BMW 7-series, фирменная решетка с обратным наклоном отсылает к новейшей BMW 5-series, L-образные фонари тактично намекают на родство с Z4 New. Плюсом к тому «ангельские глазки» — кольцеобразные габариты в фарах и легендарное плечо Хоффмайстера – оригинальный загиб подоконной линии в районе задней стойки. Да, что ни говори, а это – настоящий BMW; даром, что совсем иной.

В салоне X1 – практичный минимализм, как, впрочем, и во всех других BMW последних лет. Небольшой руль приятного сечения чуть развернут влево. Центральная часть «торпеды», на коей примостились блоки управления магнитолой, климатической установкой и клавиши DTC (трэкшн-контроль) с HDC (система помощи при спуске с горы) чуть развернута к водителю, что опять же, строго соответствует корпоративному духу. – Хотя отметим, что наш автомобиль – в одной из начальных комплектаций; при заказе топовых версий в верхней части торпеды размещается огромный дисплей бортового компьютера, а за рычагом КПП появляется селектор системы iDrive.

 

Технологичный образ дополнен деталями, каждая из которых могла бы претендовать на приз высокого искусства: те же пластиковые вставки под дерево (в BMW их кличут «сатином»), та же крышка бардачка трапециевидной формы, те же карманы в дверях лишний раз подчеркивают: вы находитесь в автомобиле премиум-класса. И каждая вещь служит лишь одной цели: подчеркивать статус владельца.

Устроившись в водительском кресле потрясающего профиля, отмечаем практически легковую посадку, какой-то автобусности (которой отличаются «самобытные» паркетники), нет. Здесь не удастся забросить ногу на ногу, но и вытянуть их как в спорткарах, не получится. Зато порадовали крупные лопухи зеркал, в которые виден не только борт авто и идущие сзади машины, но и небольшая часть встречной полосы. Левее руля – «немецкий» регулятор режимов света, на подрулевых переключателях – сигналы поворота и режимы стеклоочистителей да пара мультимедийных кнопок управления бортовым компьютером.

На приборной панели есть одна характерная вещица, присущая всем последним BMW – это стрелочный указатель экономии топлива, размеченный всего до 20 литров соляра на 100 км пути. Зная, что он определяет лишь моментальный расход, можно сказать: прибор пригодится лишь самым заядлым «экологам», расстраивающимся из-за каждого грамма углекислоты, выброшенной в атмосферу. Так, после нескольких разгонов «газ в пол» — в такие моменты недовольная стрелка готова была пойти на второй круг – бортовой компьютер «показал» средний расход всего в 9 литров. После обкатки эта цифра упадет до 7 литров. Так что, в этом отношении «Иксодин» сумеет вылечить даже самого упорного борца за экологию от навязчивых мыслей о вреде природе.

Клавиша запуска двигателя утоплена, холодный пока мотор начинает недовольно тарахтеть. Через несколько секунд его голос сменяется спокойным бормотанием, разбавленным холостым свистом турбин. Их здесь две, и каждая из них работает лишь в своем диапазоне; стоящий ниже двухлитровый xDrive20d (177 л.с. и 350 Н/м) оснащается практически этим же мотором, однако там стоит всего одна турбина с изменяемой площадью крыльчатки. Оба мотора соответствуют категории Евро4, и с легкостью переваривают отечественный соляр.

Первые мысли при движении по трассе – батюшки-светы, какой же это кроссовер, это же легковушка! – Конечно, не абсолютная копия «тройки» – все-таки, X1 будет повыше, у него короче свесы, а клиренс достигает 194 мм, но родственные связи налицо. Подвеска совершенно честно отрабатывает дорожные неровности, не вытрясая при этом душу. Во многом, это заслуга задней многорычажки и амортизаторов, разработанных исключительно для «Иксодина». Попадание колеса в глубокую яму не заставляет автомобиль терять курс или недовольно шарахаться в сторону: слышно всего лишь глухое «бух» и движение продолжается. Если охарактеризовать работу подвески одним словом, то она «честная» — не пытается убаюкать водителя и пассажиров, но и не наделяет кузов и тела людей нервозной трясучкой.

Отдельных слов заслуживает динамика автомобиля, наделенного, возможно, самым совершенным дизельным двигателем в мире. Выдаваемых им 204 л.с. и 400Н/м хватает не только для передвижения из точки А в точку Б, но и для совершения этого очень и очень быстро. Благодаря, как было сказано выше, двум турбинам, двигатель выдает максимум тяги практически с низов, а «полка момента» заканчивается едва ли не с отсечкой. Ни о какой турбояме речи не идет – малая крыльчатка с лихвой компенсирует врожденную нерасторопность моторов на тяжелом топливе, а большая позволяет за секунды подтягивать стрелку тахометра к алой зоне.

Согласно данным производителя, разгон до 100 км/ч у xDrive23d занимает всего 7.3 сек. Для примера: в Екатеринбурге развешены растяжки, призывающие оценить достоинства седана бизнес-класса, чей 3-литровый битурбо-дизель швыряет авто к 100 км/ч менее чем за 7 сек. Вдумайтесь: седан с практически идеальной аэродинамикой, задним приводом и 3-литровым турбодизелем всего на полсекунды быстрее высокого кроссовера с приводом на все колеса и всего 2-литровой силовой установкой. Это ли не показатель?

Что еще почитать в рубрике «Тест-драйв» кроме BMW X1:

Будем честны: никакой двигатель и никакие турбины не помогут в разгоне, если машина оснащается плохой КПП; тем более – автоматом. И мы не беремся сказать, за сколько мог бы разогнаться наш «Иксодин» на «механике» (эта версия комплектуется исключительно 6-ступенчатой АКПП Steptronic), но факт остается фактом: автомат работает «на все деньги», реализуя потенциал мотора в полной мере. Достаточно утопить тугую педаль акселератора, как крошечный импульс заставит Steptronic перейти на одну-две ступени ниже, и машина рванется вперед с, воистину, тигриной динамикой. Коробка передач работает настолько адекватно, что переход на ручной режим характер авто особо не изменил – на «ручке» переключаешься именно тогда, когда это сделало бы и хитроумное устройство.

 

 

Не обойтись без пары слов о приводе автомобиля. По умолчанию, в полноприводной системе xDrive стоит многодисковая муфта (располагается на передней оси), отбрасывающая на задок 70% крутящего момента. В моменты проскальзывания передних колес момент может переливаться до едва ли не 100% превалирования. 

Отменным помощником в этом вопросе выступает DTC — Dynamic Traction Control, которая сама определяет буксующее колесо и переливает туда необходимый крутящий момент. Работая вкупе с системой курсовой устойчивости DSC, DTC компенсирует отсутствие механических межколесных и межосевых блокировок дифференциала, заменяя их программными функциями. На практике это позволило утопленному в снег автомобилю выбраться всего на одном колесе. Да и разгон на неоднородной поверхности сначала отличается уводом задка в сторону более скользкого покрытия, но через долю секунды машина принимает ровное положение.

Подведем итог. Так кому же показан «Иксодин»? – Тем, что еще не верят в силу турбины и дизельного двигателя? Тем, что наивно верят в навязчивость электронных систем? Или тем, что с упрямством верят в «седанность» и «купешечность» «настоящих бумеров», с презрением кривя носом перед внедорожниками и кроссоверами баварской марки? – Наверное, да. «Иксодин» следует назначать тем, что до сих пор не поняли: прогресс не стоит на месте. Он шагает по планете. 

Редакция Автомобильного журнала «Картель» (ex-www.roadandcars.ru) благодарит автоцентр «АвтоХаус» за отличный автомобиль BMW X1.